7 методик раннего развития детей, которые актуальны в наши дни


Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок был умным и развитым. Как этого добиться, она решает сама или с помощью родственников и знакомых. Я хочу рассказать о самых популярных и хорошо зарекомендовавших себя методиках раннего развития детей. Выбирайте ту, которая вам по душе, и вперед!

Подготовленная среда класса МонтессориСистема Монтессори. Имя знаменитого педагога из Италии используется практически в любой рекламе частных детских садов и центров развития. На самом деле педагогическая система Марии Монтессори основана на свободе выбора. Специально обученный (и сертифицированный!) по системе Монтессори педагог лишь создает такую среду, в которой ребенок будет развиваться, открывать новое и учиться. Он мало объясняет, но дает большую возможность пробовать, ошибаться и делать выводы ребенку самостоятельно. Обычно в классе Монтессори разновозрастные дети, которые сами выбирают чем заниматься в тот или иной момент. Занятие длится около 3 часов, а передвижение в рамках кабинета/класса ничем и никем не ограничено.

Книга Марии Монтессори «Помоги мне это сделать самому» здесь.

 

Методика Лазарева

Методика Михаила Лазарева. Педагог предлагает начинать развитие ребенка еще во время беременности и с самого раннего возраста с помощью музыки. Михаил Львович написал “Музыку материнства и детства”, которая помогает развивать врожденные музыкальные и художественные способности и развивать основные функции детского организма. Например, малыш играет на синтезаторе по цветным клавишам, таким образом запоминая цвета и развивая моторику.

Книги Михаила Лазарева здесь.

 

Дети Никитиных

Методика Никитиных. В советское время семейная пара Борис и Елена Никитины наделали много шума среди правильных и чопорных советских родителей. Признаться, мой мир тоже перевернулся, когда я прочитала книгу Бориса Павловича. Муж и жена воспитывали своих детей в условиях, максимально приближенных к естественным, не кутали в мороз, не жалели в выносливости. Вот одни из основных принципов воспитания по Никитиным:

  • естественное родительство, грудное вскармливание: первые капли молозива обязательно должны попасть в рот ребенку, кормление по требованию 8-10 раз  в сутки;
  • отсутствие ходунков, пеленок и других “благ цивилизации”: пусть малыш падает и встает, так он быстрее и правильнее научится ходить;
  • естественное закаливание с первых дней жизни малыша: дети Никитиных зимой ходили без шапок и в кофтах, так как их система терморегуляции не была нарушена “кутанием” в теплые одежды
  • максимум физкультуры и движения с первых дней жизни.

Благодаря такому подходу дети никогда серьезно не болели, были развиты и крепки.

Книга Никитиных «Мы, наши дети и внуки» здесь.

 

Карточки Домана

Методика Глена Домана. Метод авторства американского врача популярен далеко за пределами его страны и обрел много последователей. Философия Домана проста: все дети любят учиться и могут научиться чему угодно. И чем ребенок младше, тем легче он обучается и больше удовольствия получает от учебного процесса. Родителям в этом процессе отводится роль учителей и наставников ребенка.  Главный принцип методики строится на максимальном использовании зрительной памяти ребенка, как преобладающей над всеми остальными способами познания мира. С первых дней жизни малышу на короткое время показывают специально подготовленные и разбитые на темы карточки, количество и время просмотра которых постепенно увеличивается.

Книга «Методика раннего развития Глена Домана» здесь.

 

 

Масару ибука

Методика Масару Ибука. Взгляд на развитие детей знаменитого японского бизнесмена изложен в его книге “После трех уже поздно”. Владелец корпорации Sony оказался чутким родителем и предлагал вкладывать основные силы в развитие малыша до трех лет. Именно в этом возрасте мозг наиболее пластичен и готов поглощать новые знания. К трем годам мозг человека достигает 80% своего взрослого потенциала, поэтому так важно, развивая ребенка, захватить этот благоприятный период. Автор показывает, как создать окружающую среду для гармоничного эмоционального и интеллектуального развития ребенка.

Книга Масару Ибука «После трех уже поздно» здесь.

 

 

Вальдорфская система

Вальдорфская школа развития. В основе метода лежит известная фраза “Не воспитывай ребенка, воспитывай себя”. Создатель системы немецкий философ и педагог Рудольф Штайнер предлагал строить обучение и развитие ребенка, основываясь только на его личных качествах и подражании взрослым. Он был уверен, что дети не воспринимают слова и нравоучения, а повторяют за взрослыми. Таким образом немец предлагал систему развития без каких-либо особых приемов и методов.

Плюсы методики:

  • доверительная, теплая атмосфера в коллективе, уважение к каждому ребенку;
  • творческие занятия: эвритмия, спонтанные игры с красками, табу на шаблоны, игры на музыкальных инструментах, спектакли, ручной труд (развитие моторики);
  • яркие впечатляющие праздники.

Книга Рудольфа Штайнера «Принципы Вальдорфской педагогики. Методика обучения» здесь.

 

 

Методика Зайцева

Методика Зайцева. Педагог-новатор Николай Зайцев разработал много развивающих пособий для детей. Но наиболее известны и популярны кубики и таблицы Зайцева, благодаря которым дети дошкольного возраста с легкостью начинают читать не только на русском, но и на других языках, а также быстро осваивают математические навыки.  Как считает сам педагог, с помощью этой методики освоить чтение малыш уже сможет в 2–3 года.

Плюсы методики:

  • система опирается на естественные механизмы развития речевых навыков. Младенец не произносит отдельных звуков, лепет состоит из складов. Сначала малыш знакомится с количеством (4 кубика, 2 мячика), потом уже учится обозначать его цифрами;
  • наглядность и простота (склад конкретен, его можно послушать, подержать в руках, потрясти и т.д.);
  • сочетание зоны сиюминутного развития (звенящие кубики, игра) и зоны ближайшего развития (фонетическая система языка);
  • динамичность (дети учатся читать прежде, чем игра им наскучит);
  • строгая логика и системный подход в сочетании с игровой методикой;
  • возможность использовать пособия Зайцева в качестве дополнительного развивающего элемента.

Однако система Зайцева рассчитана на использование в группе, поэтому в домашних условиях ее лучше сочетать с другими видами обучения и развития.

Книги Николая Зайцева здесь.

 

Каждая из этих методик примечательна по-своему. Но в погоне за званием самого развитого ребенка во дворе не забывайте о том, что основная цель раннего развития — это возможность предоставить малышу все условия для удовлетворения его естественной потребности в изучении такого интересного и разнообразного мира. Не оценивайте малыша по критерию лучше/хуже другого ребенка, а создайте комфортную атмосферу именно для него. Тогда он получит все ресурсы для того, чтобы в будущем обладать глубоким умом и физически здоровым телом.

Алена Романюк

Источник заглавного фото.

 

comments powered by HyperComments