Дети и гаджеты. Когда, сколько и зачем?


Планшеты, мобильные телефоны, компьютеры прочно вошли в нашу жизнь и дети с космической скоростью осваивают новинки индустрии. Постепенно, правда, проходит умиление от вундеркиндов, которые «юзают» планшет в неполные три года. Вместе с освоением прогресса приходит урывистый сон, плохой аппетит, отсутствие желания заниматься чем-то еще, кроме игр и мультиков. И тогда без помощи хорошего специалиста уже сложно обойтись.
За консультацией мы обратились к психологу, специалисту-диагносту в области информационного психоанализа Татьяне Сингиной.

Как часто в своей практике вы сталкиваетесь с детской зависимостью от гаджетов?
— С такой проблемой ко мне приходят часто, но в большинстве случаев это проблема родителей и о реальной зависимости говорить рано. Скорее, бесконтрольное избыточное использование гаджетов. Дети не умеют сами себя занимать, с самого рождения родители и окружающие только и заняты тем, чтобы их развлекать, развивать. Это и множество кружков, секций, и походы в кино, цирк, игровые комнаты, и путешествия различные. Ребенок с рождения пресыщен информацией и впечатлениями. Оставаясь наедине с собой, он не умеет себя занять, начинает хныкать, капризничать, донимать родителей. На помощь приходит спасительный планшет или телефон. Все, дитя не видно и не слышно. Очень удобно.

И как давно проявилась эта тенденция? Как выглядит настоящая зависимость?
— В моей практике последние 8-10 лет. Зависимость от гаджетов уже внесли в список заболеваний. А проявляется она также, как и другие виды зависимостей. Человека перестает интересовать окружающая жизнь, все вертится вокруг того, чтобы сесть поиграть, проверить соцсети, посмотреть мультик. Утрачивают смысл социальные связи.

Есть ли нормы возрастные? В каком возрасте и по сколько можно допускать общение с телефоном и планшетом?
— Если говорить о дошкольниках, я твердо убеждена, что им вообще это не нужно! В своей практике регулярно вижу негативные последствия от воздействия гаджетов. В детях просыпается какая-то необъяснимая агрессия, хотя, возможно, они просто смотрели добрые мультики или играли в безобидную игру. Не нашла еще исследований на эту тему, но наблюдаю воочию на приемах в своем центре, в детских садах, где консультирую, и даже в семье. Моей дочке в 4 года бабушки подарили планшет. Она поиграла несколько раз и однажды после просьбы отдать его, начала меня бить! Для нашей семьи – неслыханное поведение. Надо ли говорить, что больше мы им не пользовались?
При взаимодействии с планешетом или мобильным телефоном у ребенка нарушается координация движения, затормаживается скорость мышления. Здесь задействована двухмерная плоскость, а не трехмерная, как в реальной жизни, поэтому нет развития мелкой и крупной моторики.
Детям младшего возраста нужно изучать и познавать окружающий мир. Трогать, лазить, бегать, пробовать на вкус, ошибаться и набивать шишки. Виртуальная реальность лишает малыша когнитивного опыта.
Конечно, есть случаи, когда не обойтись без спасительного гаджета, например, при длительном перелете или подобных ситуациях.
Итак, повторюсь, дошкольникам и младшим школьникам планшет совершенно ни к чему. Лет в 10-13, примерно, час в день на учебные и познавательные потребности. В старших классах без гаджетов, конечно не обойтись. Здесь и учеба, и общение. Если у подростка все нормально с социальной активностью, он умеет строить отношения без виртуальной реальности – пусть пользуется гаджетами сколько угодно.

Кормление малоежек перед гаджетами. Куда ведет этот путь?
— Конечно, это путь к проблемам с пищевым поведением и другим психологическим расстройствам, например, гиперактивности. У ребенка нет возможности сфокусировать внимание на одном действии – либо кушать, либо мультики смотреть. Во время еды вообще не нужно никаких отвлекающих факторов. Здоровый ребенок ест, когда он голоден. И если плохо ест — либо не голоден, либо чем-то болеет. Сами понимаете, что болезнь – это крайний случай. Проблема с тем, как накормить исходит скорее от мамы и других родственников, а не от ребенка.

А если проблема уже есть? Ребенок проводит с гаджетами уйму времени и на попытки ограничить время использования или отобрать реагирует агрессивно. Что делать?
— В первую очередь, важен настрой самих родителей. Решительность и уверенность – основа успеха. Нужно обозначить место в квартире и объяснить малышу: здесь мы можем позлиться, поистерить, поплакать. Это может быть отдельная комната или просто кресло, пуфик, уголок за кроватью и тд. Пусть мама даже на собственном примере покажет, что в плохом настроении идет туда и выплескивает свои негативные эмоции. В общем, когда начнется истерика по поводу лишения любимого гаджета, взрослый спокойно напоминает о специально отведенном месте. Ребенок очень тонко чувствует, когда вы не уверены своих действиях. Если настрой решительный и твердый, одной-двух истерик будет достаточно, чтобы забыть проблему гаджетомании. Безусловно, если на следующий день планшет вернется в руки малыша, потому что маме нужно готовить обед, а папе хочется смотреть футбол, то результата никакого не будет.
В Парижском университете под руководством профессора Оливера Хоуда проводилось исследование влияния активного использования высокотехнологичных устройств на познавательное развитие и обучение французских школьников. В результате было установлено, что работа школьников с гаджетами способствует формированию быстрого, гибкого и многозадачного мышления, но негативно отражается на способности к синтезу и классификации информации, нарушает развитие абстрактного мышления.
Покупая ребёнку подобную «игрушку» не стоит преуменьшать её развивающего значения, но и забывать о том, что техника – не замена родителям. Именно они должны играть и проводить время вместе с ребенком.
Использование гаджетов целесообразно, если ребенок умеет адекватно занимать себя, он социализирован и не имеет неврологических проблем.

Алена Кудрявцева

Заглавное фото

фото 1
Фото 2

comments powered by HyperComments